Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Лекция 13СодержаниеСтроковые константыСтроковая константа представляется последовательностью символов кода ASCII, заключённой в кавычки: "...". Она имеет тип char[]. Примеры: "This is character string" "Это строковая константа" "A" "1234567890" "0" "$" В конце каждой строки компилятор помещает нулевой символ '\0', отмечающий конец данной строки. Каждая строковая константа, даже если она идентична другой строковой константе, сохраняется в отдельном месте памяти. Если необходимо ввести в строку символ кавычек ("), то перед ним надо поставить символ обратной косой (\). В строку могут быть введены любые специальные символьные константы, перед которыми стоит символ \. Символ \ и следующий за ним символ новой строки игнорируется. Строковые константы размещаются в статической памяти. Вся фраза в кавычках является указателем на место в памяти, где записана строка. Это аналогично использованию имени массива, служащего указателем на расположение массива. Если это действительно так, то как выглядит оператор, который выводит строку? /* Строки в качестве указателей */ main( ) { printf("%s, %u, %c\n", "We", "love", *"Pascal"); } Итак, формат %s выводит строку We. Формат %u выводит целое без знака. Если слово "love" является указателем, то выдается его значение, являющееся адресом первого символа строки. Наконец, *"Pascal" должно выдать значение, на которое ссылается адрес, т.е. первый символ строки "Pascal". Вот что выдаст наша программа: We, 34, P Массивы символьных строк и их инициализацияПри определении массива символьных строк необходимо сообщить компилятору требуемый размер памяти. Один из способов сделать это - инициализировать массив при помощи строковой константы. Например, оператор char m1[ ]="Только ограничьтесь одной строкой."; инициализировал внешний по умолчанию массив m1 для указанной строки. Этот вид инициализации является краткой формой стандартной инициализации массива char m1[ ]={ 'T','o','л','ь','k','o',' ','o','г'','p','a','н','и','ч','ь','т','e','c','ь',' ',o','д','н','o','й',' ','c','т','p','o','k','o','й','.','\0' } Без символа 0 мы имеем массив символов, а не строку. Для той и другой формы компилятор подсчитывает символы и таким образом получает размер памяти. Как и для других массивов, имя m1 является указателем на первый элемент массива: m1 == &m1[0], *m1 == 'T', и *(m1+1) == m1[1] == 'o' и т.д. Действительно, мы можем использовать указатель для создания строки. Например: char *m3="\n Символьная строка."; Это почти то же самое, что и static char m3[ ]="\n Символьная строка."; Оба описания говорят об одном: m3 является указателем строки со словами "Символьная строка". В том и другом случае сама строка определяет размер памяти, необходимой для ее размещения. Однако вид их не идентичен. Массив и указатель: различияВ нижеследующем тексте мы обсудим различия в использовании описаний этих двух видов: static char heart[ ] = "Я люблю язык Cи!"; char *head = "Я люблю язык Pascal!"; Основное отличие состоит в том, что указатель heart является константой, в то время как указатель head - переменной. Посмотрим, что на самом деле дает эта разница. Во-первых, и в том и в другом случае можно использовать операцию сложения с указателем: for(i=0;i<7;i++) putchar(* (heart+i)); putchar('\n'); for(i=0;i<7;i++) putchar(* (head+i)); putchar('\n'); В результате получаем Я люблю Я люблю Но операцию увеличения можно использовать только с указателем: while ((*head) != '\0') /* останов в конце строки */ putchar(*(head++)); /* печать символа и перемещение указателя */ В результате получаем: Я люблю язык Pascal! Предположим, мы хотим изменить head на heart. Можно так: head=heart; /* теперь head указывает на массив heart */ heart = head; /* запрещенная конструкция */ Ситуация аналогична x = 5 или 5 = x. Левая часть оператора присваивания должна быть именем переменной. В данном случае head = heart, не уничтожит строку про язык Cи, а только изменит адрес , записанный в head. Вот каким путем можно изменить обращение к head и проникнуть в сам массив: heart[13] = 'C'; или *(heart+13)='C'; Переменными являются элементы массива, но не имя! Указатели и строкиБольшинство операций языка Си, имеющих дело со строками, работают с указателями. Рассмотрим, например, приведенную ниже бесполезную, но поучительную программу: /* Указатели и строки */ #define PX(X) printf("X = %s; значение = %u; &X = %u\n",X,X,&X) main( ) { static char *mesg = "Сообщение"; static char *copy; copy = mesg; printf("%s\n",copy); PX(mesg); PX(copy); } Мы можем подумать, что эта программа копирует строку "Сообщение", и при беглом взгляде на вывод может показаться правильным это предположение: Сообщение mesg = Сообщение; значение = 14; &mesg = 32 copy = Сообщение; значение = 14; © = 34 Но изучим вывод PX( ). Сначала X, который последовательно является mesg и copy, печатается как строка (%s). Здесь нет сюрприза. Все строки содержат "Сообщение". Третьим элементом в каждой строке является &X, т. е. адрес X. Указатели mesg и copy записаны в ячейках 32 и 34, соответственно. Теперь о втором элементе, который мы называем значением. Это сам X . Значением указателя является адрес, который он содержит. Мы видим, что mesg ссылается на ячейку 14, и поэтому выполняется copy. Смысл заключается в том, что сама строка никогда не копируется. Оператор copy = mesg; создает второй указатель, ссылающийся на ту же самую строку. Зачем все эти предосторожности? Почему бы не скопировать всю строку? Хорошо, а что эффективнее - копировать один адрес или, скажем, 70 отдельных элементов? Часто бывает, что адрес - это все, что необходимо для выполнения работы. Ввод-вывод строкfgets - прочитать строку из входного потока, включая символ новой строки. Определение: char *fgets (s, n, stream) char *s; int n; FILE *stream; gets - прочитать строку из стандартного файла ввода stdin. Определение: char *gets (s) char *s; fputs - записать строку в поток stream. Определение: int fputs (s, stream) char *s; FILE *stream; puts - записать строку в стандартный файл вывода stdout. В конце строк записывается символ новой строки. Определение: int puts (s) char *s; Обработка строкДля выполнения описанных в этом подразделе функций необходимо включить в программу файл string.h командой #include <string.h> strcat - сцепить две строки. Определение: char *strcat(s1,s2) char *s1, *s2; Пример 1: /* сцепить две строки */ /* в головном файле conio.h содержится функция очистки экрана clrscr( ) */ #include <string.h> #include <stdio.h> #include <conio.h> int main(void) { clrscr(); char destination[25]; char *blank = " ", *c = "C++", *turbo = "Turbo"; strcpy(destination, turbo); strcat(destination, blank); strcat(destination, c); printf("%s\n", destination); getch(); return 0; } strncat - сцепить две строки, причем из второй строки копировать не более n символов. Определение: char *strncat(s1,s2,n) char *s1, *s2; int n; Пример 2: /* cцепить две строки, причем из второй строки копировать не более n символов */ #include <string.h> #include <stdio.h> #include <conio.h> int main(void) { clrscr(); char destination[25]; char *source = "structured "; strcpy(destination, "programming"); strncat(destination, source, 11); printf("%s\n", destination); getch(); return 0; } strcmp - сравнить две строки в лексикографическом порядке. Определение: int strcmp(s1,s2) char *s1, *s2; Пример 3: #include <string.h> #include <stdio.h> #include <conio.h> int main(void) { char *buf1 = "aaa", *buf2 = "bbb", *buf3 = "ccc"; int ptr; clrscr(); ptr = strcmp(buf2, buf1); if (ptr > 0) printf("buffer 2 is greater than buffer 1\n"); else printf("buffer 2 is less than buffer 1\n"); ptr = strcmp(buf2, buf3); if (ptr > 0) printf("buffer 2 is greater than buffer 3\n"); else printf("buffer 2 is less than buffer 3\n"); getch(); return 0; } strncmp - сравнить первые n символов двух строк. Определение: int strncmp(s1,s2, n) char *s1, *s2; int n; Пример 4: #include <string.h> #include <stdio.h> #include <conio.h> int main(void) { char *buf1 = "aaabbb", *buf2 = "bbbccc", *buf3 = "ccc"; int ptr; clrscr(); ptr = strncmp(buf2,buf1,3); if (ptr > 0) printf("buffer 2 is greater than buffer 1\n"); else printf("buffer 2 is less than buffer 1\n"); ptr = strncmp(buf2,buf3,3); if (ptr > 0) printf("buffer 2 is greater than buffer 3\n"); else printf("buffer 2 is less than buffer 3\n"); getch(); return(0); } strcpy - копировать строку s2 в строку s1. Определение: char *strcpy(s1,s2) char *s1, *s2; Пример 5: #include <stdio.h> #include <string.h> #include <conio.h> int main(void) { clrscr(); char string[10]; char *str1 = "abcdefghi"; strcpy(string, str1); printf("%s\n", string); getch(); return 0; } strncpy - копировать не более n символов строки s2. Определение: char *strncpy(s1,s2,n) char *s1, *s2; int n; Пример 6: #include <stdio.h> #include <string.h> #include <conio.h> int main(void) { clrscr(); char string[10]; char *str1 = "abcdefghi"; strncpy(string, str1, 3); string[3] = '\0'; printf("%s\n", string); getch(); return 0; } strlen - определить длину строки (число символов без завершающего нулевого символа). Определение: int strlen(s) char *s; Пример 7: #include <stdio.h> #include <string.h> #include <conio.h> int main(void) { clrscr(); char *string = "Borland International"; printf("%d\n", strlen(string)); getch(); return 0; } strchr - найти в строке первое вхождение символа с. Определение: char *strchr(s,n) char *s; int n; Пример 8: #include <string.h> #include <stdio.h> #include <conio.h> int main(void) { clrscr(); char string[20]; char *ptr, c = 'r'; strcpy(string, "This is a string"); ptr = strchr(string, c); if (ptr) printf("The character %c is at position: %d\n", c, ptr); else printf("The character was not found\n"); getch(); return 0; } strrchr - найти в строке последнее вхождение символа с. Определение: char *strrchr(s,c) char *s; int c; Пример 9: #include <string.h> #include <stdio.h> #include <conio.h> int main(void) { clrscr(); char string[20]; char *ptr, c = 'r'; strcpy(string, "This is a string"); ptr = strrchr(string, c); if (ptr) printf("The character %c is at position: %d\n", c, ptr); else printf("The character was not found\n"); getch(); return 0; } strpbrk - найти в строке s1 любой из множества символов, входящих в строку s2. Определение: char *strpbrk(s1,s2) char *s1, *s2; Пример 10: #include <stdio.h> #include <string.h> #include <conio.h> int main(void) { clrscr(); char *string1 = "abcdefghijklmnopqrstuvwxyz"; char *string2 = "onm"; int *ptr; ptr = strpbrk(string1, string2); if (ptr) printf("strpbrk found first character: %c\n", ptr); else printf("strpbrk didn't find character in set\n"); getch(); return 0; } strspn - определить длину отрезка строки s1, содержащего символы из множества, входящих в строку s2. Определение: int strspn(s1,s2) char *s1, *s2; Пример 11: #include <stdio.h> #include <string.h> #include <alloc.h> #include <conio.h> int main(void) { clrscr(); char *string1 = "1234567890"; char *string2 = "123DC8"; int length; length = strspn(string1, string2); printf("Character where strings differ is at position %d\n", length); getch(); return 0; } strcspn - определить длину отрезка строки s1, не содержащего символы cтроки s2. Определение: int strcspn(s1,s2) char *s1, *s2; Пример 12: #include <stdio.h> #include <string.h> #include <alloc.h> #include <conio.h> int main(void) { clrscr(); char *string1 = "1234567890"; char *string2 = "747DC8"; int length; length = strcspn(string1, string2); printf("Character where strings intersect is at position %d\n", length); getch(); return 0; } strtok - выделить из строки s1 лексемы, разделенные любым из множества символов, входящих в строку s2. Определение: char *strtok(s1,s2) char *s1, *s2; Пример 13: #include <string.h> #include <stdio.h> #include <conio.h> int main(void) { clrscr(); char input[16] = "abc,d"; char *p; p = strtok(input, ","); if (p) printf("%s\n", p); p = strtok(NULL, ","); if (p) printf("%s\n", p); getch(); return 0; } |
Поиск
Друзья сайта
|